Исторический географ Джаред Даймонд в книге «Коллапс» описывает истории изолированных человеческих сообществ. В частности – жизнь и умирание на острове Пасхи, известном своими истуканами.
В XVII веке на острове проживало около 6 тыс. человек. Как и большинство других полинейзийских сообществ, население острова Пасхи делилось на несколько конкурирующих кланов, возглавляемых вождями и имевших собственные вооружённые отряды. Мирная конкуренция кланов перерастала в ожесточенные вооружённые столкновения, что было связано с природным неравенством занимаемых ими территорий.
И устные предания, дошедшие до наших дней, и результаты археологических исследований свидетельствуют о том, что поверхность общества была поделена примерно на дюжину (на 11 или 12) территорий, каждая из которых принадлежала одному клану, начиналась у моря и простиралась вглубь - как если бы остров Пасхи, подобно пирогу, разрезали на дюжину клиновидных кусков. У каждой территории были свой вождь и своя собственная главная церемониальная платформа с водруженными на ней статуями. Кланы мирно соперничали в стремлении превзойти друг друга в сооружении платформ и статуй, но в конце концов это соперничество приняло форму ожесточённой войны».
Война велась за наиболее плодородные территории острова, которых из распределённых между кланами было только пять. Поскольку вся территория острова была поделена, доступ к природным ресурсам, находящимся за пределами собственного надела, соперничающим кланам был затруднён. Подобное устройство только добавляло ожесточения тем войнам, которые они вели между собой. Каждый клан, в доказательство своего превосходства над другими, изготавливал огромные статуи, которые сегодня стали одной из достопримечательностей острова. Изготовление статуй потребовало усиленной эксплуатации земельных ресурсов: команды резчиков следовало обеспечить усиленным питанием, освобождая их от иного труда. Для транспортировки статуй делались специальные настилы из стволов огромных пальм, произраставших на острове. Дрова использовались, кроме того, для приготовления пищи, в которой преобладали птицы и мелкие животные, обитавшие на острове, а также для кремации мертвых.
В результате усиленного вырубания лесов они был сведены полностью, а вместе с ними прекратилось и сельскохозяйственное производство. Население стало вымирать и опустилось до каннибализма. Воспоминания выживших островитян о голоде наглядно подтверждаются быстрым увеличением количества маленьких статуй маои кавакава, изображающих измождённых людей со впалыми щеками и выступающими ребрами. Накапливающееся истощение ресурсов приводило к падению авторитета вождей, а конкуренция между кланами сместилась от созидания собственных огромных статуй аху к сокрушению статуй, воздвигавшихся конкурирующим кланом. Даймонд проводит параллель с тем, что происходило в период коллапса социалистических режимов в СССР и Румынии: гнев населения пал на символы режима - памятники вождям, стоявшим у их начала (а вскоре особенно массово – на Украине).
© t.me/tolk_tolk